Закон об иноагентах принят Госдумой в третьем чтении.
Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», направленный на повышение эффективности регулирования института иностранных агентов с учетом текущих вызовов безопасности и суверенитету России.
Так, документ определяет, что иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо или физическое лицо, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием, а также если они:
- осуществляют политическую деятельность либо целенаправленный сбор сведений в области военно-технической деятельности России, которые могут быть использованы против безопасности РФ;
- распространяют предназначенные для неограниченного круга лиц сообщения и материалы;
- финансируют указанные виды деятельности.
Под поддержкой в указанном случае понимается предоставление лицу иностранными источниками денежных средств или иного имущества, а также оказание лицу иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах. Иностранное влияние, в свою очередь, определяется как предоставление иностранным источником лицу поддержки или оказание воздействия на лицо в том числе путем принуждения, убеждения или иными способами.
Что касается иностранных источников, то ими могут быть как иностранные государства и организации – в том числе международные, структуры без образования юридического лица, – так и граждане других стран, а также российские юридические лица и граждане, уже получающие зарубежное финансирование или поддержку.
Для информирования граждан РФ о том, какие организации и лица являются иностранными агентами, предусматривается ведение единого реестра, содержащего в том числе информацию о том, кто аффилирован с иностранными агентами. Также иностранные агенты будут обязаны сообщать о наличии такого статуса своим работникам, органам публичной власти, в которые они обращаются, лоббируя свои интересы, а также – по-прежнему – маркировать производимые ими материалы.
Кроме того, иностранные агенты не смогут:
- осуществлять просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних или педагогическую – в государственных и муниципальных образовательных организациях;
- производить информационную продукцию для несовершеннолетних;
- принимать участие в закупках товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- получать государственную финансовую поддержку, в том числе при осуществлении творческой деятельности;
- применять упрощенную систему налогообложения;
- участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы.
Закон также определяет порядок включения лиц в соответствующий реестр и информации о них, порядок ее исключения, особенности государственного контроля за деятельностью иноагентов, ответственность за нарушение российского законодательства об иноагентах и т. д.
В пояснительной записке к разработанному документу отмечалось, что действующее законодательство содержит разрозненные положения, закрепленные в различных федеральных законах и устанавливающие различные подходы к базовым элементам, формирующим статус иностранного агента. В частности, основные положения содержатся в Федеральном законе от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральном законе от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан РФ», а также в Законе от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации».
В этой связи законом предусматривается консолидация и актуализация положений действующих законов, регулирующих статус иностранного агента.
По мнению авторов инициативы, принятие закона поспособствует защите интересов и обеспечению безопасности РФ, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод ее граждан, а также обеспечению безотлагательной реакции на международно-противоправные деяния путем противодействия иностранному вмешательству в дела государства, российского общества, реализации прав и свобод Россиян.