ВС РФ отклонил иск об оспаривании всероссийского масочного режима.
Верховный суд Российской Федерации со ссылкой на ВОЗ отказал в признании недействующим п.1 Постановления Главного гос-го санитарного врача РФ от 16.10.20г. № 31, который требует от всех граждан на всей территории РФ обязательного ношения гигиенических масок в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах, решение ВС РФ от 25.01.21г. № АКПИ20-862).
Административный истец полагал, что спорное правило противоречит:
- во-первых, ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Поскольку указанная норма обязывает обследоваться и лечиться, а также заниматься профилактикой опасных заболеваний лишь тех граждан, которые этими заболеваниями больны. А спорное правило заставляет заниматься профилактикой (носить на лице маску) в том числе и здоровых граждан, чего Закон об основах охраны здоровья не предусматривает;
- во-вторых, п.1 ст. 33 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», поскольку он предусматривает надлежащую и достаточную меру предупреждения распространения опасного заболевания, и такой мерой названы всего лишь обязательная госпитализация или изоляция больных, носителей, подозрительных на заболевание и контактных лиц. Что-либо сверх этих мер, включая поголовное носительство масок, данный Закон не предусматривает;
- в третьих, подп.6 п.1 ст.51 Закона о санэпидблагополучии, поскольку он разрешает санврачу вводить карантин (предусматривающий обязательное ношение масок) в отдельных организациях и на отдельных объектах, но не на территории всей страны, что по сути являлось бы неправомерным вторжением исполнительной власти в сферу гражданских, жилищных, семейных, социальных и иных правоотношений.
Верховный Суд РФ отклонил все эти доводы:
- п.1 ст.29 Закона о санэпидблагополучии требует своевременно и в полном объеме проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории РФ, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медосмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Эти меры нужно проводить, в том числе, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний;
- ссылки на противоречие оспариваемой нормы Закону об основах охраны здоровья граждан (ч.2 ст.27) являются несостоятельными, поскольку данный пункт закрепляет обязанность граждан проходить медосмотры, лечиться и заниматься профилактикой, но не регламентирует при этом вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, включая введение ограничительных мероприятий;
- Российская Федерация является правопреемником СССР в отношении членства в международных организациях, в том числе во Всемирной организации здравоохранения, которая выработала рекомендации по использованию масок для профилактики COVID-19, предусматривающие ношение маски в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, например, в общественном транспорте, магазинах, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей.